Выгодный кобрендинг

Все больше банков предлагают пластиковые карты, выпущенные совместно с компаниями-партнерами. Такие карты называются кобрендинговыми. Разберемся, выгодно ли ими пользоваться и почему.


ПЛЮС БОНУС

Использовать «пластик» для расчетов довольно удобно. Особенно, если это пластиковая карта с дополнительными бонусами.

По словам старшего руководителя проектов банка «Хоум Кредит» Анастасии Кочергиной, кобрендинговая карта имеет ряд преимуществ перед обычными банковскими картами.

– Привлекательность продукта создается в основном за счет предоставления держателям карт дополнительных привилегий за ее использование, – говорит она.

– Условия оформления кобрендовых карт не сильно отличаются от условий оформления обычных карт. При этом клиенту кобрендовые проекты, в первую очередь, интересны с точки зрения получения дополнительных преимуществ: множество различных скидок, привилегий, бонусных баллов, – рассказывает директор сети оперофисов ЗАО «Райффайзенбанк» в Казани Ильдар Рахматуллин.

Узнать кобрендинговую карту легко: на ней, помимо логотипа кредитной организации, размещен торговый знак и название компании-партнера: авиаперевозчика, сотового оператора, торговой сети и т.п.

В последнее время банки становятся изобретательнее и выпускают кобренды совместно с популярными журналами или интернет-сайтами. Общая схема такая: вы тратите деньги с карты (расплачиваетесь картой), за это на ваш бонусный счет начисляются условные бонусы, которые вы потом можете «потратить» у компании-партнера: купить что-то за бонусы (со скидкой) или вообще получить бесплатно.

В ДОБРЫЙ ПУТЬ!

Один из самых распространенных видов кобрендинговых предложений – совместные карты банков и транспортных компаний. В основном это крупные авиаперевозчики – компании «Аэрофлот», «Трансаэро» и некоторые другие.

Например, Сбербанк предлагает кредитную карту «Аэрофлот» категории Visa Classic. А в ВТБ24 можно оформить кобрендинговый «пластик» с авиакомпаниями «Трансаэро» и «Ютэйр».

– Такие карты позволяют, накопив баллы на бонусном счете, повысить класс обслуживания или получить премиальный билет на полет любым регулярным рейсом компаний. Чем активнее клиент пользуется картой для оплаты повседневных покупок, тем быстрее он копит баллы и получает преимущества во время путешествия, – поясняет управляющий ВТБ24 в Татарстане Дамир Габдулхаков.

Райффайзенбанк для часто летающих пассажиров совместно с компанией Austrian Airlines предлагает кредитную карту «Austrian Airlines – Райффайзенбанк» MasterCard. Оплачивая любые привычные покупки и услуги по кредитной карте, можно накапливать мили Miles & More и обменивать их на премиальные перелеты и другие призы.

– Эти карты  были весьма популярны, однако после отмены существовавшего более 10 лет рейса Казань – Франкфурт компании «Люфтганза» спрос на них пошел на убыль, – говорит Ильдар Рахматуллин.

Недавно в игру на рынке кобрендов включились и РЖД.

По словам Дамира Габдулхакова, в начале 2013 года ВТБ24 выпустил на рынок кредитную карту «ВТБ24 – РЖД» Visa. Она сочетает в себе преимущества карт ВТБ24 и привилегии программы «РЖД Бонус». Клиенты получают баллы за каждую покупку товаров и услуг и могут обменять их на премиальные билеты. Кроме того, баллы начисляются за каждую поездку в поездах и вагонах Федеральной пассажирской компании, курсирующих по территории России и за ее пределами.

Итак, совместные с перевозчиками карты позволяют их владельцам копить бонусные мили/километры, которые потом можно обменять на премиальные билеты или бесплатно получить с их помощью повышенный класс обслуживания. Обычно одна бонусная миля начисляется за каждые потраченные 30-100 рублей.

При выборе карты для часто летающих пассажиров Анастасия Кочергина рекомендует обращать внимание на наличие ограничений в программах лояльности.

– Клиент может быть разочарован отсутствием билетов на желаемые даты из-за установления сезонных или иных квот, а также ограничением на количество оформляемых услуг за мили, – говорит эксперт.

ТУРИСТУ В ПОМОЩЬ

Еще один весьма распространенный вид кобрендов – пластиковые карты туристической направленности. Выбирая такую карту и собирая с ее помощью бонусные баллы, клиент накапливает скидку на тур, авиа или ж/д билет от туроператора-партнера банка.

Для тех, кто не желает ограничивать себя в выборе туроператора, выпускаются карты в партнерстве с сайтами-планировщиками путешествий, например с iGlobe.ru. Эти карты позволяют накапливать мили и обменивать их на весь спектр туристических услуг – авиабилеты на рейсы более чем 350 авиакомпаний, отели, аренду автомобилей и многое другое.

Совместные программы с iGlobe.ru предлагают, например, Райффайзенбанк и Банк Хоум Кредит.

– Продукт «Raiffeisen Travel Card» – кобрендовая карта для любителей путешествовать, создана в сотрудничестве с российским онлайн порталом бронирования туристических услуг iGlobe и платежной системой Visa, – комментирует Ильдар Рахматуллин. – До 10% новых кредитных карт, оформляемых в банке, – это «Raiffeisen Travel Card» (Visa Gold Travel и Visa Platinum Travel).

По словам Ильдара Рахматуллина, спрос клиентов на кобрендовые продукты для путешественников очень высок – оборот по таким картам превышает аналогичный показатель по стандартным примерно на 40%. Как следствие, сегмент пластиковых карт для путешественников высококонкурентен, и неудивительно, что банки открывают пластиковые карты, так или иначе связанные с бонусами от авиакомпаний.

– C сентября 2013 года запущен кобренд «iGlobe.ru – Хоум Кредит» для часто путешествующих клиентов, – рассказывает Анастасия Кочергина. Данный кобренд выгодно отличается от классических авиакобрендов тем, что клиент не привязан к одной авиакомпании, а также возможностью приобрести другие сопутствующие туристические услуги.

Система накопления миль позволяет держателям кобрендингового пластика, потратив на покупки по карте 15-25 тыс. рублей рассчитывать на премиальный билет туда-обратно на некоторые направления в Европе.

Кроме того, туристические кобрендинговые карты обычно обеспечивают владельцу дополнительные сервисы в путешествиях. Некоторые банки предлагают держателям своих трэвел-карт, обычно премиум сегмента, премиальную страховку во время пребывания за рубежом, которая покрывает не только медицинские расходы, но и убытки при пропаже или порче багажа.

Обслуживание карт в золотом или платиновом статусе, нередко включает и услугу «Консьерж», которая особенно удобна для путешественников. Эта услуга действует круглосуточно и позволяет держателю карты оперативно получать данные о способах перемещения, отелях, ресторанах, аренде автомобилей и текущих развлекательных программах в разных городах мира. Клиенту также может быть оказана помощь в непредвиденных ситуациях (например, при утере документов).

ПО МАГАЗИНАМ…

Довольно часто кобрендинговые карты выпускаются совместно с розничными торговыми сетями или онлайн-магазинами. Обычно по таким картам начисляются двойные или тройные бонусы при покупке в партнерской сети и обычные – за все остальные покупки.

Потратить накопившиеся баллы можно только в магазинах-партнерах.

Нельзя сказать, что в Казани много совместных предложений банков и торговых сетей, но все же, кое-что можно найти. Так, на  сайте Татфондбанка мы обнаружили кобренды сети продовольственных магазинов «Бахетле», сетей «Белый Ветер Цифровой» и DOMO.

Однако для настоящих фанатов шопинга наилучшим вариантом будут карты, позволяющие получать скидки в десятках магазинов одежды, обуви, техники, товаров для дома. По ним не накапливаются баллы, зато их хозяйки, расплачиваясь картой в магазинах и салонах участников программы, получают скидки в размере 7-20 % от стоимости товаров и услуг. Пример такой карты – «ELLE-Райффайзенбанк» MasterCard.

ЧТО ЕЩЕ?

Перечисленные виды кобрендинговых карт – это далеко не полный список. Банки, следуя вкусам своих клиентов, выпускают карты совместно с операторами связи, АЗС или, к примеру, специальные карты для спортивных болельщиков.

Так, из местных банков АК БАРС Банк предлагает карту «Друг компании» – ее основной партнер ХК «Татнефтепродукт». Но помимо АЗС, в списке мест, где можно получить скидку, упомянуты более 200 компаний-партнеров – это автомойки, рестораны, кафе, медицинские центры, салоны красоты, развлекательные центры и магазины.

Помимо исключительно коммерческих совместных программ на рынке кобренда есть и благотворительные проекты. По словам начальника управления прямых продаж отделения «Банк Татарстан» Сбербанка России Эльвиры Гарифуллиной, таким примером служит кредитная карта «Подари жизнь» категории Visa Classic, Visa Gold. Эта кредитная карта создана Сбербанком в сотрудничестве с одноименным благотворительным фондом.

В ВТБ24 сообщили, что реализуют совместный проект с Высшей школой экономики.

– С каждой покупки, оплаченной картой «ВТБ24-ВШЭ», банк отчисляет часть своих доходов в Ассоциацию выпускников ВШЭ. Деньги идут на целевую поддержку благотворительных и волонтерских проектов выпускников и студентов университета, – прокомментировал Дамир Габдулхаков.

ВЫБИРАЕМ С УМОМ

Мы спросили у наших экспертов: на что же следует обращать внимание при выборе кобрендинговой кредитной карты?

Эльвира Гарифуллина («Банк Татарстан» Сбербанка России):

– Если вы регулярно пользуетесь услугами определенной компании или магазина, то я рекомендую выбирать кредитную карту данного партнера банка. Например, если вы часто летаете и пользуетесь услугами именно компании «Аэрофлот», то для вас подойдет соответствующая карта.

Дамир Габдулхаков (ВТБ24):

– При выборе карты следует обращать внимание на бренд компании-партнера и на совокупность бонусов, которые станут доступны при активном использовании карты. Клиенту лучше просчитать, действительно ли карта будет полезной. Если он, к примеру, не планирует совершать авиаперелеты, ему нет смысла оформлять кобрендинговый «пластик» с авиаперевозчиком, лучше рассмотреть другие предложения.

Ильдар Рахматуллин (Райффайзенбанк):

– Выбирая тот или иной кобрендинговый продукт, клиент должен убедиться, что компания, с которой реализован данный проект, предлагает необходимые ему товары или услуги, которыми он часто пользуется или намерен пользоваться в будущем. Кроме того, не лишним будет предварительно оценить потенциальную выгоду. Для этого следует  проанализировать начисление бонусных баллов и просчитать, сможете ли вы по данной бонусной программе набрать достаточное количество баллов, чтобы получить вознаграждение, исходя из планируемого ежемесячного объема операций по данной карте. Обратите внимание, на какие операции начисляются бонусные баллы: как правило, из этого списка исключаются операции по снятию наличных в отделениях банка и банкоматах.

В остальном, основные сравнительные характеристики при выборе кредитной карты стандартные: стоимость годового обслуживания, процентная ставка за пользование заемными средствами, кредитный лимит и срок льготного кредитования. В Райффайзенбанке стоимость годового обслуживания по кобрендовым и бонусным картам либо совсем не отличается от стандартных карт, либо незначительно выше.  И при этой незначительной разнице в стоимости, «подарки» за оплаты по таким картам могут быть очень весомыми – например, бонусный авиабилет, баллы для оплаты услуг мобильной связи и проч.

Анастасия Кочергина (Хоум Кредит):

При выборе кобрендинговой карты одним из основных факторов должна быть широкая сеть партнеров программы. Следует также обратить внимание на удобство начисления баллов и легкость их использования – чем прозрачнее и проще система начисления и использования, тем лучше. Также важно оценить базовые параметры самой карты: возможность без комиссий оплачивать покупки за рубежом и в интернете, удобный интернет-банк, наличие грейс-периода, размер комиссий при снятии наличных.

Как утверждают специалисты, доля кобрендинговых продуктов имеет устойчивую тенденцию к увеличению: все большему количеству пользователей банковских карт хочется, помимо основного функционала, иметь возможность получать дополнительную выгоду.

Анна Ракипова

Опубликовано: журнал «Про кредиты» // №6 // Февраль, 2014