Российский авторынок – головокружение от успехов

Даже такой твердый человек как В.И.Ленин, достигнув 25 октября 1917 года верховной власти, в час триумфа признался, что es schwindelt, то есть голова от радости идет кругом. Похоже, не избежали этой участи российские автопроизводители и автодилеры.


АЖИОТАЖНЫЙ СПРОС СОШЁЛ НА НЕТ

В январе, когда рынок на беспрецедентных скидках и специальных предложениях опять продемонстрировал 5% рост вслед за рекордным по продажам 2012 годом,  автопроизводители и автодилеры самозабвенно заявляли о «хороших сигналах». И скупые голоса скептиков о том, что автопродажи в прошлом году не соответствовали ситуации на рынке, услышаны не были.

Естественно, времена, когда продажи автомобилей росли на десятки процентов многие месяцы подряд, должны были когда-нибудь закончиться. Что, собственно, и произошло сразу после «горячего» января 2013-го: ажиотажный спрос, подогретый максимальным количеством спецпредложений от автодилеров, сошёл на нет.

А далее положение дел только ухудшалось. По итогам первого полугодия продажи новых автомобилей сократились до 1,33 млн. штук – это на 6% меньше, чем за тот же период прошлого года. Не помогали больше и автокредиты. По данным Frank Research Group (Фрэнк Рисеч Групп), рынок автокредитования начал замедляться. Если с начала года он ежемесячно показывал увеличение темпов роста, то летом рост серьезно замедлился.

От отсутствия спроса больше всего пострадал массовый сегмент. Весьма болезненно негативная тенденция развития рынка отразилась на «АвтоВАЗе», продажи которого за шесть месяцев снизились почти на 7% до 264 200 автомобилей.

Наиболее же драматично слабеющие продажи-2013 выглядят у Daewoo, возглавившего таблицу лидеров падения (34% к аналогичному периоду 2012 г.), у Peugeot падение составило 22%, у Suzuki – 21%, Nissan – 20%, Mazda и  Ford упали в первом полугодии соответственно на 18 и 19%. При этом, продажи одной из самых популярных марок Ford Focus сократились почти на четверть. Еще один прежний бестселлер Renault Logan потерял и того больше – 31%. Из топ-25 самых популярных марок в плюсе удержались лишь Lada Granta, Renault Duster, новые поколения Kia Rio и Cee`d, Hyundai ix35.

Несмотря на общую тенденцию, в полном порядке премиум-сегмент. Так, в «плюсе» за прошедшие семь месяцев оказались Mercedes-Benz (+20%), BMW (+18%), Audi (+9%), Mini (+7%), Porsche (+6%). Особенно показательны цифры продаж у концерна Toyota: одноименные модели (несмотря на масштабный российский выпуск Camry) раскупали хуже, чем более дорогие с шильдиком Lexus (-4% и +7% соответственно).

Надо признать, российский покупатель всё чаще стал голосовать кошельком за класс кроссоверов. В текущем году их продажи выросли на 15,8% (до 451 247 единиц) по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом. Так, реализация Hyundai ix35 выросла на 32% относительно июля 2012 года, успешные продажи Outlander во многом обеспечили рост на 17% для Mitsubishi.

Очень успешным оказался старт у Renault Duster: в первом полугодии его продажи составили 40 710 штук, что предопределило более чем тройной рост по сравнению с аналогичным показателем 2012 года.

При этом, этот «француз с румынскими корнями» самым серьезным образом перебежал дорогу, пожалуй, самому главному своему конкуренту Сhevrolet Niva и испортил показатели у GM-АвтоВАЗ, чей официальный сайт уведомил: за 6 месяцев 2013 года было выпущено 27 097 автомобилей этой марки, что на 16% меньше того же периода 2012 года. Вероятно, продажи «Нивы» будут падать и дальше, так как при практически схожей стоимости в базовой комплектации, Duster выигрывает новизной модели. Поклонникам же «Нивы» остается ждать обновления машины.

Дождутся ли, вот в чём вопрос? Ведь всё более и более напирают фирмы из Поднебесной, которые при относительной дешевизне своей автопродукции стали задумываться и о ее качестве. В этом компоненте они заметно прибавили. И тот же  кроссовер Chery Tiggo (самая популярная модель бренда) – чем не конкурент…

Кстати, и представители китайского автопрома на стагнирующем российском рынке чувствуют себя в целом весьма неплохо. По сообщению AutoNews.ru, с начала 2013-го завидные темпы роста сумели показать такие бренды как Geely (+81%), Lifan (+24%), Chery (+12%). Динамику локомотива демонстрирует и Great Wall (+72%), сумев за год увеличить свое присутствие на нашем рынке вдвое (сейчас ему принадлежит 0,8% от общего объема сбыта, что сопоставимо с аппетитами компаньонов Land Rover и Jaguar).

Между тем, конец лета российский авторынок встретил ожидаемо вяло – с падением продаж на 8% (эквивалентно 234 569 машинам) относительно прошлогоднего июля. По информации АВТОСТАТ, лидером рынка в июле стал АвтоВАЗ, которому удалось продать в России 37,5 тыс. машин, но это на 20% меньше, чем в прошлом году.

Среди иномарок в массовом сегменте вновь лидирует Renault, на втором месте KIA, далее – Hyundai. При этом многие популярные бренды продолжают показывать снижение продаж.

СПОКОЙСТВИЕ, ТОЛЬКО СПОКОЙСТВИЕ…

Продолжится ли падение автопродаж осенью и удастся ли российскому рынку автомобилей выйти из пике? Как это не удивительно, большинство автопроизводителей и автодилеров продолжает сохранять спокойствие. Причин для паники по-прежнему нет, считают они.

По данным Росстата, показатели ВВП и денежных доходов наших граждан превосходят прошлогодние, снижение же спроса на авто совпадает с традиционной покупательской «нерасторопностью», характерной для сезона отпусков.

Председатель совета директоров Renault, Nissan и АвтоВАЗа Карлос Гон считает, что Россия обречена на многолетний рост – просто исходя из уровня автомобилизации. «Возьмем фундаментальные показатели. Уровень автомобилизации в России сегодня меньше 300 автомобилей на 1000 человек. Средний показатель по Европе – 500 автомобилей. У меня нет ни секундного сомнения, что уровень автомобилизации в России должен быть не меньше, чем в Португалии, Испании или Италии. Потому что Россия – страна очень большая и очень богатая. Да, демографическая ситуация была не очень хороша, но есть признаки того, что она начинает выправляться. Существуют государственные программы инвестиций в инфраструктуру. То есть могут быть квартальные или даже годовые снижения продаж, но в целом у меня нет сомнений, что тренд – повышательный», — заявил Карлос Гон в недавнем интервью газете «Ведомости».

– Несмотря на сокращение рынка, ситуацию нельзя назвать кризисной, – замечает директор портала Auto-dealer.ru Олег Дацкив. – У людей есть деньги и они стараются покупать иномарки. Так что в перспективе следует ожидать дальнейшего наращивания их производства в России. К тому же заводы иностранных автоконцернов в большинстве своем пока не вышли на проектные мощности.

«Соллерс» рассчитывает произвести около 34 000 автомобилей Ssang Yong (+4%) и около 70 000 легких коммерческих автомобилей LCV и внедорожников «УАЗ» (-0,3%), заявил представитель компании.

«Автофрамос», выпустивший в прошлом году 167 400 автомобилей, планирует в этом году выйти на объем около 180 000 автомобилей, сообщил представитель Renault в России. В январе-мае отгрузка «Автофрамоса» выросла на 19% до 76 003 шт.

Концерн Volkswagen, выпустивший в 2012 году на своем заводе в Калуге и на площадке ГАЗа (по контрактной схеме) около 180 000 автомобилей, в этом году может произвести более 200 000 штук.

Завод Hyundai Motor планирует сохранить производство на уровне 220 000 автомобилей Hyundai и Кiа.

– Благодаря иномаркам общий выпуск машин в стране может даже вырасти, – отмечает аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. – Продолжается процесс импортозамещения при одновременном увеличении мощностей автозаводов, предусмотренном соглашениями о промсборке, – пояснил он. При этом, по словам  заместителя министра промышленности и торговли РФ Алексея Рахманова, производство будет следовать за рынком. – Предприятия научились не работать на склад, – заявил замминистра.

Эти аргументы оставляют надежду, что дела не совсем плохи, и наметившееся затишье на российском авторынке не закончится его глубокой стагнацией.

Тимур Шатов

Опубликовано: журнал «Про кредиты» // №1 // Сентябрь, 2013