Хорошо под небесами…

15 причин присмотреться к авто из Поднебесной


Недавно на перекрестке повстречался BYD Flyer. Эти китайские «окушки» шустрили на казанских дорогах лет 10-12 назад, и, казалось, вымерли безвозвратно. Ан нет, «жив, курилка». Сегодня на улицы ненавязчиво нахлынула новая волна автопрома из Поднебесной. Хотя отношение к машинам made in China у наших автолюбителей до сих пор весьма неоднозначное. Многие предпочитают надежные и проверенные, но дорогие бренды, и серьезно не воспринимают автомобили из Китая, которые стоят на порядок дешевле. Ведь за одни и те же деньги можно взять «корейца» в «базе» или «китайца» в «максималке».

ВПЕРЕДИ ПЛАНЕТЫ ВСЕЙ

Китай сегодня – вторая по масштабу экономика мира, с хорошими перспективами стать первой уже к концу этого года. Китай летает в космос на собственных аппаратах, имеет свою лунную программу. Последний рейтинг суперкомпьютеров ТОР-500 возглавляет китайский «Млечный путь-2», вдвое опередивший американский «Титан» по производительности. Практически вся бытовая техника в наших домах сделана там. Зашел в немецкий гипермаркет в Казани – многочисленные ряды телевизоров различных японских, корейских и немецких брендов с припиской «Сделано в Китае».

Китайская госпрограмма развития автопрома невероятно успешна. В 1992 году эта страна выпустила 1 млн. автомобилей, в 2009 году – 13,8 млн., побив рекорд японцев, которые в свое время увеличили производство автомобилей с 480 тысяч до 5,3 млн. за 10 лет (с 1960 по 1970 год). В 2013 году в КНР продали 22 млн. новых машин (для сравнения: вторые в мире США реализовали 15,5 млн. штук). Ожидается, что к 2020 году автопром Китая войдет в десятку мировых производителей. Почти половина (44%) автомобилей в Китае – собственных марок.

Из экспортированных в 2013 году 370 тысяч китайских легковушек 101 тысяча прибыла в Россию, а Татарстан стал одним из лидеров по числу проданных авто китайских брендов. АвтоВАЗ в том году продал 456 тысяч автомобилей. Есть о чем задуматься.

УМЕЛОЕ КОПИРОВАНИЕ

Неоднократно говорилось о способностях китайцев копировать всё лучшее в мировом автопроме. И не только: они копируют технологии военные, космические, компьютерные… Это специфика китайской цивилизации – умелое копирование и умелое дополнение.

Логика железная: если не можем создать своё или это будет дорого и долго, то лучше воспользоваться лучшими образцами чужого. И лучшие копи-образцы сразу же уходят в промышленность и там доводятся до ума. Этой «доводке» до производства у них можно только поучиться.

Китайские «клоны» RAV4 и ix35 уже примелькались на наших дорогах. «Перелицовке» подверглись Honda CRV, Mazda 3, Mini Cooper, многие модели Volkswagen и корейских производителей. Паркетник Brilliance V5 – «братишка» BMW Х1. Бюджетный кроссовер S6 и его последующая версия S7 от BYD визуально почти неотличимы от Lexus RX прошлого поколения.

Хотя в последние годы некоторые из их автокомпаний задумались об индивидуальности и стали серьезно работать в этом направлении, открыв собственные дизайнерские центры и пригласив в них бывших дизайнеров европейских автопроизводителей.

Они вовсю сотрудничают с ведущими мировыми автопроизводителями: государственная компания Dongfeng, прикупив 14-процентный пакет акций, вошел в капитал PSA Peugeot-Citroёn и уже подготовил совместный кроссовер С-ХR, Geely владеет Volvo и приобрел британский старт-ап Emerald Automotive, занимающийся разработкой электромобилей.

Принадлежащая опять же государству BAIC, уже более 10 лет является китайским партнером Daimler и 5 лет как осваивает купленные у General Motors технологии Saab. С тем же Daimler сотрудничает и BYD Auto (частично находится в собственности американского миллиардера Уоррена Баффета): совместно они запустили в производство версию электрического автомобиля Denza. У Brilliance партнерство с BMW, многие работают с ItalDesign, Volkswagen.

Многие компании инвестируют внушительные средства в разработку гибридных и электрических силовых установок. Например, BYD недавно представил среднеразмерный «паркетник» Tang, который называют самым технологичным кроссовером из когда-либо разработанных на территории Китая. В его основании находится шасси «клона» Lexus RX – кроссовера S7, укомплектованный гибридной силовой установкой DMII, сочетающий 4-цилиндровый бензиновый двигатель (2 л, 205 л.с.) и 149-сильный электромотор.

У BYD уже есть таксопарки из электромобилей в Китае, Колумбии, Сингапуре и Гонконге. Готовится к открытию таксопарк из 20 электрокаров в Лондоне. В год BYD продаёт по 200 электротакси, способных проехать на одном заряде батареи около 300 км.

КИТАЙЦАМ – «ЗЕЛЕНЫЙ СВЕТ»

В крымском кризисе Поднебесная не стала присоединяться к осуждающему хору Запада. И в своей программной речи по случаю вступления Крыма в состав России Владимир Путин особо поблагодарил Китай за поддержку. Затем, в «Прямой связи» с народом, повторил: мы будем расширять наши отношения с Китаем и подкрепил слова делом, отправившись туда в мае с официальным визитом.

Это могло означать лишь одно: китайцам дают «зеленый свет» на наш рынок, в том числе – на автомобильный. Уже сегодня китайское представительство в России просто зашкаливает: недавно вернулись BYD, FAW, Haima, JAC, не уходили с него вовсе Geely, Cherry, Great Wall, добавились новые (Luxgen, Dongfeng). И придут другие – можно не сомневаться. Понятно, что пришли они теперь надолго.

Кто-то уже наладил производство в России (к примеру, на заводе «Дервейс» в Черкесске собирают кроссоверы Luxgen 7 и JAC S5, седаны Geely Emgrand, в Липецкой области – внедорожники Н3, Н5 и пикап Wingle от Great Wall, который также готов запустить производство бренда Haval в Тульской области) и ближнем зарубежье (Украина, Беларусь), формирует и расширяет дилерскую сеть, запускает с банками совместные программы, предусматривающие продажи в кредит и компенсации кредитных ставок.

Кое-кто уже засветился и в качестве спонсора рейтинговых ТВ-проектов на главных федеральных каналах. За все предыдущие годы китайцы хорошо изучили российского потребителя. Число водителей у нас постоянно растет, среди них много молодых и неопытных, а климатические условия далеки от идеала, поэтому в автомобиле, безусловно, нужны системы ABS, ESP и т.д. Машины из КНР ими комплектуются «в базе». Они ведут грамотную политику относительно мощности двигателя: седаны в 94 л.с. и 126 л.с., кроссоверы в 139 л.с., что добавляет им вистов от потенциального покупателя, не готового переплачивать транспортный налог.

Китайцы быстро смекнули, что россияне предпочитают паркетники и кроссоверы, и готовы нас завалить своими моделями в этом сегменте. Конкуренция здесь высокая и, следовательно, цены они задирать не станут. Именно на этот сегмент и делается ставка каждого из китайских автопроизводителей.

Производители из Китая не только заметно улучшили качество своей продукции, но и решили отдельные вопросы с логистикой и сервисом. Также большие усилия были направлены на преодоления стереотипов о «ненадежности авто из Китая». Хорошим подспорьем для продвижения авто из Поднебесной стало использование в городах России (в том числе – в Казани) китайских седанов (Geely Emgrand) в качестве такси.

Продажи китайских машин постоянно растут, составляя конкуренцию автомобилям Lada. И не только им: китайские кроссоверы при цене 600-650 тысяч рублей и более богатой оснащенности вполне конкурентноспособны, например, с Renault Duster.

Эксперты рынка отмечают: то, что сегодня предлагает Поднебесная, заметно отличается от того, что было 5-7 лет назад. За этот короткий отрезок времени они существенно улучшили качество своей продукции и сервиса. Многие международные издания отмечают рекордно низкий уровень поломок китайских автомобилей в первые годы после покупки. Замечено, что китайские производители смогли избавиться от старых «болячек», связанных с двигателем, трансмиссией, системами вентиляции и обогрева. Кроссовер Geely Emgrand X7 получил 4 звезды по безопасности EuroNCAP.

Как правило, они считают, что россиянам «автомат» и полный привод ни к чему и еще недавно предлагали авто исключительно с механикой. А сегодня немало моделей комплектуются в том числе и бесступенчатыми вариаторами (Geely Emgrand, новый Tiggo FL и др.).

Сегодня у них нет проблем с запасными частями: любой китайский дилерский центр обеспечен складом запчастей.

На многие модели китайские производители уже дают 5-летнюю гарантию. Ранее подобным шагом отметились KIA/Huyndai, что заметно подогрело интерес к моделям корейцев.

Их потенциальными покупателями являются, прежде всего, жители субъектов РФ, так как дилерская сеть развивается главным образом в регионах. Это – те, кто желает поменять подержанное авто на новое, и кто хочет пересесть с продукции отечественного автопрома (главным образом, «Лады») на иномарку. Безусловно, такой покупатель ориентирован на невысокую стоимость авто, но при этом надеется получить автомобиль с европейским дизайном, неплохой «начинкой», комфортом и безопасностью.

ПРОГРЕСС НА ЛИЦО

Отношение к продукции из КНР в целом меняется, доля таких авто на рынке выросла в два раза. Хотя, прямо скажем, многие автолюбители до сих пор особо не понимают отличий китайских марок одной от другой. По итогам 2013 года силами семи брендов удалось реализовать 99 140 машин. Самым продаваемым в России китайским автопроизводителем стал Lifan Motors: продано 27 467 автомобилей (более половины из них – флагманский кроссовер Lifan Х60). Далее – Geely и Chery, при этом, Geely показал наивысшую динамику (+55% против +33,7% у Lifan). В Татарстане лидером стал Geely (2048 авто), а в Казани – Chery (самая востребованная модель – обновленный кроссовер Tiggo).

По мнению специалистов, в Казани автомобилисты в силу большей «продвинутости» все чаще предпочитают китайскую машину вазовским моделям или подержанным европейским или японским маркам. Чего не скажешь о более консервативной аудитории из городов поменьше.

Напоследок несколько цитат.

Директор агентства «Автостат» Сергей Целиков:

«Китайские бренды растут на российском рынке благодаря низким ценам и широкому модельному ряду. Даже на падающем рынке они имеют положительную динамику и их рыночная доля увеличивается. В ближайшей перспективе доля китайских брендов превысит 6%, а в отдаленной может достигнуть и 10% авторынка России».

Автожурналист и гонщик Андрей Леонтьев после тест-драйва Hover M4:

«Хотя огрехи у машины еще имеются, о том, что она сделана в Китае, я даже не вспоминал».

Председатель совета директоров «Транстехсервис» Вячеслав Зубарев:

«Надо отдать должное, китайские производители не стоят на месте – прогресс налицо. Возможно, когда-нибудь, в недалеком будущем, мы будем с ними сотрудничать».

P.S. У меня имеется стойкое ощущение, что уже скоро мы перестанем считать будто китайский автомобиль (по крайней мере, от ведущих компаний) предназначен для тех, кому не хватило денег на что-то нормальное…

ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ

Заместитель генерального директора ООО «Прогресс-Финанс» группы компаний «Прогресс» Евгений Талдыкин:
– Мы продаем большое количество китайских марок: Chery, Lifan, Baw, Faw, Haima, Brilliance. По брендам, которые представлены на рынке более года (Chery, Lifan, Faw), предлагаются программы кредитования со средней ставкой 13% годовых. Грузовики Baw и Faw продаются по специальным лизинговым предложениям. Марки, которые только вышли на российский рынок (Haima, Brilliance) интересны как новинки, но спецпредложения по ним банки обещают не раньше сентября.
Продажи идут 30% за наличные и 70% – в кредит. Примерно такое же соотношение как по Lada.

Начальник отдела по связям с общественностью Управления по маркетинговым коммуникациям ЗАО КРЕДИТ ЕВРОПА БАНК Илья Бухтуев:
– За последние 1-2 года число выданных кредитов на машины китайского производства возросло. Средний срок кредитования по китайским автобрендам в нашем банке составляет 50 месяцев, средняя сумма – 430 000 рублей. Для клиентов действуют специальные кредитные программы: Chery финанс, Lifan финанс, Faw финанс.

Управляющий ВТБ24 в Татарстане Дамир Габдулхаков:

– Незначительный рост продаж китайских автомобилей в основном связан с тем, что в последние два года в Татарстане появились их официальные дилеры. Сейчас около 30-50 кредитов, ежемесячно оформляемых через наш банк, – на китайские авто. Средняя сумма такого кредита – 350 тыс. рублей, сроки – 36 и 60 месяцев одинаково популярны. Но в списке брендов-партнеров, для клиентов которых действуют специальные условия, китайских нет.

Заместитель начальника управления развития залогового кредитования Райффайзенбанка Алексей Попович:

– Начало продаж в России первых автомобилей китайского производства многие автолюбители сначала восприняли настороженно. Однако привлекательная цена, современный дизайн и хорошие базовые комплектации вызвали у покупателей интерес к этим машинам. Сегодня продажи китайских автомобилей динамично растут, поэтому Райффайзенбанк совместно с ООО «Лифан моторс рус» в июле 2014 года запустил программы автокредитования Lifan Finance. Предложение действует на все новые автомобили, приобретаемые у официальных дилеров автопроизводителя.

Тимур ШАТОВ

Опубликовано: журнал «Про кредиты» // №10 // Июнь - Июль, 2014