Главное — предлагать конкурентоспособный продукт

В октябре Камскому коммерческому банку исполняется 25 лет. Имея богатейший опыт работы на региональном рынке банковских услуг, используя свои конкурентные преимущества, такие как клиентоориентированность, гибкость и оперативность в принятии решений, банк старается наилучшим образом удовлетворять спрос и потребности своих клиентов. В преддверии юбилея мы беседуем с Председателем правления Камкомбанка Розалией ГАБДУЛЛИНОЙ.


Главное — предлагать конкурентоспособный продукт

– Розалия Мирзаевна, 25 лет – солидный срок. Какие трансформации произошли в целом в банковской системе и в Камкомбанке?

– За четверть века со времени образования первых коммерческих банков изменилось многое. В начале 90-х годов банковские услуги и операции в основном были направлены на своевременное проведение расчетов предприятий и организаций со своими контрагентами. Своевременным считалось, если банк осуществлял платежи по Татарстану в течение одного банковского дня. А по России и с зарубежными странами в течение трех дней. Мы тогда очень гордились такой оперативностью.

Если вспомнить офисы банков в те годы, то их непременным атрибутом были очереди из клиентов. Бухгалтера предприятий приносили поручения на проведение платежей и часами ожидали в оперзалах, когда их обслужат. То же самое было и с населением. С 2000-х годов мы открывали для обслуживания физических лиц дополнительные офисы и оперкассы, создавая более комфортные условия, но всё равно очереди не сокращались.

Появление новых банковских услуг и технологий, таких как дистанционное банковское обслуживание, банкоматы и киоски самообслуживания позволили в разы увеличить объемы проводимых операций и значительно сократить очереди в отделениях банка. Много перемен про-
изошло с тех пор, но главной задачей перед банком всегда оставалось качественное обслуживание клиентов. Наверное, главное что изменилось – это банковские технологии. Сейчас счет идет на часы, на минуты. Все очень быстро.

– Юбилей банка пришелся на очередной экономический кризис. Что происходит с региональными банками в нынешних непростых условиях?

– Я считаю, что небольшие региональные банки – такие как наш – негативные тенденции в экономике затронули в меньшей степени. Сложно приходится банкам, у которых большие объемы валютных операций. Что касается клиентской базы, остатков на счетах клиентов, я бы не сказала что ситуация резко ухудшилась. Сравнительный анализ основных экономических показателей первого полугодия 2014 и 2015 годов показал, что объемные и количественные показатели остались практически на том же уровне. И, потом, кредо нашего банка – здоровый консерватизм. Мы очень серьезно просчитываем свои риски. Я не хочу говорить, что кризиса нет. Конечно, так или иначе, но он многих затронул. Но я считаю, что для некоторых клиентов это время даже послужило на пользу, кто-то получил хороший шанс в рамках программ импортозамещения. Мы видим, что и объемы наращиваются, предприятия участвуют в госпрограмме по развитию бизнеса. Поэтому повторю, что особых негативных влияний мы не почувствовали.

– Несмотря на сложную ситуацию в экономике, в августе этого года рейтинговое агентство «Эксперт РА» в очередной раз подтвердило рейтинг кредитоспособности ООО «Камкомбанк» на уровне А – «Высокий уровень кредитоспособности». Какие преимущества дают банку независимые рейтинги?

– Да, рейтинговое агентство в очередной раз подтвердило рейтинг кредитоспособности, изменив прогноз со «стабильного» на «позитивный» подуровень по рейтингу «первый». Для нас подобного рода оценка, прежде всего, возможность перепроверить правильность выбранного курса, направления нашего движения. Агентство, которое присваивает рейтинг очень тщательно изучает деятельность банка, выявляет позитивные, негативные стороны работы, сдерживающие и положительные факторы. И мы сверяем свое видение развития событий с видением специалистов, анализируем, на что необходимо обратить внимание. Чтобы не только мы сами себе оценку давали, но чтобы еще независимые эксперты нас оценивали. Самооценка бывает субъективной, а так – мы получаем объективный взгляд со стороны.

– Какова политика банка относительно расширения структурной сети? Выгодно ли сейчас входить на «чужие» территории?

– Планируется дальнейшее расширение структурной сети в виде дополнительных офисов. Сейчас наши офисы присутствуют в 13-ти городах, из них 9 в Республике Татарстан и 4 офиса за ее пределами. Недавно открыли еще один офис в Димитровграде (Ульяновская область). В планах – открытие еще одного офиса в Набережных Челнах.

Территория за пределами нашей Республики – «не чужая» территория. Больше скажу, во многих регионах проживает много татар, которые говорят: «Вот, наш татарский банк пришел!». Свой или чужой банк — мы не чувствуем этого. Если мы предлагаем конкурентоспособные продукты, находим подход к клиентам, то никаких проблем нет.

– Какие продукты сейчас являются для банка флагманскими? На что делается акцент?

– Главным направлением остается работа с корпоративными клиентами. Это и расчетно-кассовое обслуживание и кредитование. Но мы не оставляем без внимания и население. Кредитование физических лиц составляет на данный момент более 70% кредитного портфеля. Мы активно занимаемся ипотекой с 2005 года, кредитуем население, как по собственным программам, так и по стандартам АИЖК. Наибольшей популярностью пользуются программы с привлечением материнского капитала.

– Если судить по вашему общению с клиентами, насколько высока или, наоборот, низка финансовая грамотность населения?

– Она, конечно, повышается. И не без участия банков. Мы много делаем в этом направлении, считая повышение финансовой грамотности населения одной из своих приоритетных задач. Но над этим предстоит еще много работать. Отмечу, что летом в интернет-банкинге для физических лиц появился сервис для учета личных финансов, который позволяет контролировать индивидуальные денежные потоки, рационально планировать бюджет, грамотно управлять финансами.

– Любая организация, и банк здесь не исключение, – это, прежде всего, сотрудники. Что Вы пожелаете, какие напутствия дадите своему коллективу в канун юбилея?

– Не бывает банка без клиента. Поэтому клиент должен быть самым уважаемым человеком. Но, в тоже время, клиента должны обслуживать грамотные сотрудники. В нашем коллективе работают сотрудники, любящие свою работу, постоянно повышающие свою квалификацию. Наш коллектив – это те, кто действительно настроены на работу, знают, что такое Камкомбанк, какие здесь приоритеты.

Хочу поблагодарить весь коллектив Камского коммерческого банка за ежедневный кропотливый труд и отдельно выразить благодарность нашим учредителям, Национальному Банку Республики Татарстан за многолетнюю поддержку и помощь.

Беседовала Анна РАКИПОВА

1990 год Банк прошел регистрацию и 4 октября был официально зафиксирован статус ООО «Камкомбанк» как коммерческого банка и присвоен регистрационный номер 438. Банк начал свои первые шаги в банковском деле, став первым коммерческим банком в Набережных Челнах, третьим в Татарстане.

1992 год Банк получил лицензии №438 на право совершения банковских операций на территории Российской Федерации и за ее пределами, в соответствии с Законом «О банках и банковской деятельности в РФ». Открыт первый филиал в истории банка – Елабужский.

1994 год Банк переехал в собственное здание по адресу улица Гидростроителей, дом 21, где он и располагается до сегодняшнего дня.

1997 год Начинает работать филиал банка в Казани.

2001 год На очередном собрании учредителей банка Председателем Правления избирается Габдуллина Розалия Мирзаевна.

2007 год Камкомбанк, единственный среди банков Республики Татарстан, становится лауреатом премии Правительства РТ за достижение значительных результатов в области качества.

2011 год По итогам V юбилейного Российского банковского фестиваля банк одержал победу в номинации «Лидер в области повышения финансовой грамотности населения».

Опубликовано: журнал «Про кредиты и вклады» // №19 // Сентябрь, 2015