Человек человеку – банк

Краудфандинговые/краудинвестинговые площадки – рынок p2p услуг, на котором одни физические лица предоставляют финансовые ресурсы другим физическим лицам, является одним из самых динамично растущих секторов интернета.


Человек человеку – банк

ПРЯМОЙ КОНТАКТ

Суть краудфандинга (crowdfunding) заключается в привлечении финансовых ресурсов от большого количества людей (от англ. сrowd – толпа и funding – финансирование) для выпуска продукта или услуги, помощи нуждающимся, проведения мероприятий, поддержки физических и юридических лиц.

Краудфандинг является относительно новым методом финансирования проектов при помощи интернета. После удачных воплощений в области некоммерческих культурных и социальных проектов краудфандинг набирает силу в финансовой сфере.

Краудинвестинг – это составная часть краудфандинга. Его основной характеристикой и отличительной особенностью от других форм является наличие финансового вознаграждения, которое получает спонсор, в данном случае уже инвестор, в обмен на свою поддержку.

Стартовал краудинвестинг как самостоятельная идеология только в 2012 году, чему способствовал подписанный Бараком Обамой JOBS Act, который разрешил заниматься инвестициями не только квалифицированным инвесторам, но и обычным жителям США.
Выделяют три формы краудинвестинга: роялти, народное кредитование и акционерный краудфандинг.

Модель роялти является логическим продолжением схемы нефинансового вознаграждения. Только кроме нефинансовых бонусов и различных поощрений инвестор получает долю от доходов или прибыли финансируемого проекта. Этот подход активно практикуется в сфере финансирования музыки, разработки игр, фильмов и т.д.

Народное кредитование – чемпион по количеству привлеченных средств и предмет пристального внимания специалистов. В качестве основного преимущества для кредиторов выделяют выгодные ставки и возможность предоставления займа в широком спектре отраслей. Заемщик выигрывает в более низких тарифах и удобстве получения кредита.

Кредитование физических лиц может существовать как в виде народного кредитования, так и в виде p2p кредитования, когда заемщик общается не с обезличенной массой людей, а с непосредственным кредитором. Краудфандинговая площадка в данном случае выступает посредником и в определенной мере гарантом всей процедуры. Первой краудфандинговой платформой (еще, по сути, до появления самого термина), работающей по принципу кредитования, стала британская Zopa. Среди других успешных проектов можно выделить Smava в Германии, Babyloan во Франции. В роли лидера рынка закрепилась американская платформа Lending Club.

Акционерный краудфандинг – пожалуй, это самая передовая форма краудфандинга, где в качестве вознаграждения инвестор получает часть собственности, акции предприятия, дивиденды или право голосования на общих собраниях акционеров. Полноценному развитию этого типа краудинвестинга во многих стран мира, в том числе в России, пока что мешает законодательство. Хотя, эксперты отмечают, что подвижки в этой сфере уже наблюдаются.

В нашей стране оформленный и работоспособный сервис народного кредитования в основном – бизнес иностранных организаций или МФО.

ИНТЕРНЕТ-ПЛОЩАДКИ – БИЗНЕС МФО

МФО, владеющие краудинвестинговыми площадками, нередко ставят условием кредитования у частных лиц первоначальное оформление договора на свой заем. И только после выплаты первого займа в пользу МФО пользователь системы может получить займ и от частных инвесторов, представленных на сервисе.

Это позволяет использовать преимущества МФО как юридического лица получать необходимые сведения о потенциальном заемщике.

Участники заполняют заявки, указывая сумму, ставку, срок займа и ждут инвестора, согласного на эти условия. Кредиторы, в свою очередь, выставляют свои условия.

Договор займа между частными лицами подписывается при помощи электронной подписи. Организатор площадки предоставляет список удостоверяющих центров, где можно приобрести квалифицированную электронную подпись. Можно также использовать электронную подпись, выданную физическому лицу на порталах Госуслуг, Федеральной налоговой службы и ряда других.

Сервис работает за комиссию, которая взимается с участников сделки. За обращение на сайт люди также платят некоторую сумму. Комиссионные сборы для новичков составляют до 10% от суммы заимствования.

Площадки МФО предлагают участие в своих программах и инвесторам. К примеру, одна из таких площадок рекламирует инвестирование в займы под залог недвижимости (с переуступкой закладной) на сумму от полумиллиона рублей, на срок 12 месяцев, с доходностью от 18% годовых. Кредитор получает закладную и оценку независимой страховой компании. Займ предоставляется на половину оценки стоимости квартиры.

Есть предложения вложиться в портфель микрокредитов, в ломбарды, работающие с золотом, в продажи авиабилетов и т.д.

В деятельности площадок активно участвуют коллекторские агентства. Есть даже примеры площадок, учрежденных взыскателями долгов.

Преимущество краудинвестинга с участием МФО состоит в том, что к моменту создания площадки микрофинансовая организация уже обладает определенной сложившейся клиентурой, базой данных по различным группам заемщиков и может при необходимости обратиться в бюро кредитных историй. Положительным является и тот факт, что МФО работают под надзором Банка России.

Площадки, управление которыми осуществляют неподконтрольные Банку России организации, по сути, регулируются только статьями Гражданского кодекса, в частности, положениями о договоре займа. Наблюдатели признают потенциально высокую вероятность возникновения проблемных ситуаций на этих площадках частного кредитования, превращения ряда проектов в «финансовые пирамиды».

НАРОДНОЕ КРЕДИТОВАНИЕ ЦБ БЕРЕТ ПОД КОНТРОЛЬ

Проблемой народного кредитования в России является тот факт, что частные лица, кредитующие других людей, не могут представлять в бюро кредитных историй сведения о заемщиках, поскольку не являются юридическими лицами.

Другой вопрос, не имеющий определенного решения, связан с самим понятием «договор займа». Систематическое предоставление займов признается предпринимательством и особым образом регулируется законодательством. Есть юридически обоснованное мнение, что законодатель должен, в конце концов, провести границу между предоставлением в долг своих денег и кредитованием за счет привлеченных средств. При этом эксперты ссылаются на практику банковских депозитов: граждане могут оформить сколько угодно вкладов, в которых размещают свои временно свободные средства и никто не спешит зачислить их в разряд предпринимателей.

В России самым понятным считают устройство площадок на базе существующих микрофинансовых организаций. Но одновременно все признают, что широко распространенной на Западе схемы классического народного кредитования при таком положении вещей не получается и это заметно удорожает займы – до обычного на существующем рынке МФО процента.

Банк России уже в этом году намерен приступить к регулированию рынка p2p-кредитования. Об этом в интервью газете «Известия» сообщил руководитель службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров ЦБ РФ Михаил Мамута. По его мнению, сегмент p2p-кредитования имеет большой потенциал. Рынок уже достиг определенного масштаба, и на нем уже был опыт площадки, которую можно квалифицировать как чистую пирамиду. Поэтому регулятор считает целесообразным ввести правила и стандарты для таких организаций, чтобы защитить права клиентов этих площадок, пояснил банковский чиновник. Пока Центробанк проводит мониторинг данных. Взаимное кредитование является одним из последних сегментов на финансовом рынке, который не попадает под прямое регулирование российского ЦБ, его участники не сдают финансовую отчетность.

Опубликовано: журнал «Про кредиты и вклады» // №6 // Август, 2016