Банковская карта – удобство или риск?

Как повысить безопасность безналичных платежей?


Банковская карта – удобство или риск?

ЛОВИСЬ, РЫБКА!

По статистике, у каждого десятого жителя страны имеется на руках до 16-ти платежных карт. При этом подавляющее большинство держателей карт получило банковскую карту по месту своей работы или учебы, не зная толком, как с ней обращаться и какие риски влечет за собой ее неправильное использование.

Да, закон обязывает банк информировать своих клиентов о рисках, связанных с использованием электронных средств платежа – об этом мы писали в прошлый раз. Но также важным является и то, чтобы клиент правильно воспринял информацию банка, не пропустил ее мимо ушей.
В начале сентября многие держатели банковских карт в Татарстане получили смс-сообщения примерно следующего содержания: «Ваша банковская карта заблокирована! ИНФОЦЕНТР, тел. 89123456789». Первая реакция человека, получившего такое сообщение – немедленно позвонить по указанному в сообщении номеру. Многие из получивших рассылку так и сделали.

Как правило, после звонка приятный голос уведомлял, что для разблокировки карты нужно сообщить все данные, пропечатанные на лицевой стороне карты и на ее обороте. Многие из получивших рассылку так и сделали. Через некоторое время владелец «пластика» узнавал, что денег на его карте больше нет, зато от его имени были оплачены покупки в Интернете или пополнены счета незнакомых ему мобильных телефонов. Для этих действий сама карта не нужна: достаточно знать ее реквизиты, которые обманутый сам же и сообщил мошенникам.
Такого рода мошенничество называется английским словом фишинг (от англ. fishing – рыбалка). Суть этого метода состоит в том, чтобы используя естественные реакции человека, заставить его самому раскрыть необходимые злоумышленнику данные. Как опытный рыбак, мошенник выуживает из жертвы необходимую ему информацию.

По данным Банка России, общая сумма несанкционированных операций с платежными картами, выпущенными на территории России, за 2014 год составила 1,6 млрд. руб. При этом только 11% несанкционированных операций было совершено с использованием утерянных или украденных карт, в 21% случаев злоумышленники изготовили поддельные карты, а большинство несанкционированных операций (68%) были совершены с использованием одних лишь реквизитов платежных карт.

Эта статистика означает, что, как правило, карта остается у своего владельца – злоумышленникам достаточно знать лишь информацию, которая на ней указана.

Пожалуй, самый действенный метод борьбы с фишингом – повышение финансовой грамотности населения. Мы выбрали самые важные меры, которые в совокупности должны уберечь владельцев карт от действий мошенников.

ДЕВЯТЬ ШАГОВ К БЕЗОПАСНОМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПЛАТЕЖНЫХ КАРТ

1. Осознанно выбираем обслуживающий банк
Как правило, банки, активно развивающие карточный бизнес, используют технологию, позволяющую проводить платежи в интернете с использованием платежных карт только при условии ввода инициатором платежа одноразового пароля, присланного банком на телефон владельца карты. Самая распространенная из них – технология 3DSecure. Поинтересуйтесь у вашего банка, готов ли он предоставить такую услугу. Если нет – задумайтесь, не выбрать ли другой банк.

2. Внимательно читаем договор
Если вы стали обладателем платежной карты, внимательно изучите договор с банком. Договор – это не только ваши права. Подписывая его, вы принимаете на себя и обязанности, например, обновлять антивирусную защиту компьютера и/или мобильного телефона, сообщать банку об изменениях ваших реквизитов (например, при смене номера мобильного телефона для смс-уведомлений).

3. Изучаем сайт своего банка
Как правило, договор содержит ссылки на официальный сайт банка, а там уже изложены все требования и рекомендации банка по информационной безопасности. Редакция нашего журнала лично убедилась – татарстанские банки, активно занимающиеся платежными картами, подробно рассказывают о мерах безопасности на своих сайтах.

4. Записываем контактный телефон банка
На любой платежной карте указан телефон «горячей линии». Звонок по нему, в большинстве случаев, бесплатный. Проблема в том, что если вы потеряли карту, или она была украдена, вместе с ней пропал и номер телефона. Поэтому мы рекомендуем добавить номер вашего банка в список телефонных контактов, или записать его в телефонной книжке. Это позволит оперативно заблокировать карту в случае ее утраты.

5. Запоминаем кодовое слово
Чтобы оператор банка понял, что звонит именно владелец карты, необходимо назвать кодовое слово – его вы указывали при получении карты. Это очень важно – если вы забыли его, сотрудник Call-центра вряд ли сможет помочь и придется посетить офис банка для восстановления этих данных.

6. Не открываем письма от незнакомцев
Ссылки, содержащиеся в электронных письмах, в социальных сетях, и интернет‐реклама зачастую создаются мошенниками с целью заразить ваш компьютер, планшет или телефон вредоносным программным обеспечением.

7. Никому и никогда не сообщаем данные своей карты
Это касается не только пин-кода, как думают многие, но и номера самой карты, срока ее действия и, в особенности трехзначного кода на обороте карты. Почему – мы рассказали выше.

8. Стараемся не выпускать свою карту из виду
Распространенная картина: расплачиваясь в ресторане, вы отдали свою карту официанту, и он унес ее в неизвестном направлении. Через несколько минут он вернет ее вам, но где гарантия того, что он не успел снять с нее копию или просто переписать все данные? Требуйте, чтобы все операции с картой осуществлялись в вашем присутствии.

9. Подключаем смс-информирование об операциях по счету
Как правило, комиссия банка за эту услугу не превышает 100 руб. в месяц, при том, что позволяет контролировать состояние своего карточного счета и оперативно обратиться в банк в случае обнаружения несанкционированного списания. Своевременное обращение в банк при выявлении кражи денег с карты существенно увеличивает шансы на их возврат.

Попробуйте начать соблюдать наши советы. Со временем это войдет у вас в привычку и станет таким же естественным и необременительным, как мытье рук перед едой. Безопасных вам платежей!

Опубликовано: журнал «Про кредиты и вклады» // №20 // Октябрь, 2015