Банк по требованию

С 1 января 2015 года работники смогут самостоятельно решать, в какой банк им будет перечисляться зарплата.


Банк по требованию

ДОББИ СВОБОДЕН?

Совсем скоро каждый работник, которому зарплату выплачивают на банковскую карту, сможет сам определять, в какой именно банк работодатель будет переводить деньги. Поправки, направленные на развитие конкуренции в сфере банковских услуг, приняты Госдумой.

«Правила игры» при выборе банка, в котором сотрудники получают зарплату, регламентированы Трудовым кодексом. И что же он определяет? Согласно ТК РФ заработная плата выплачивается человеку, как правило, в месте выполнения им работы либо перечисляется на указанный им счет в банке на условиях, определенных коллективным или трудовым договором. То есть явного ограничения прав работника в выборе банка вроде бы не существовало и прежде.

Но на деле руководство организации заключало договор с банком и весь коллектив, как миленький, писал заявления на получение зарплаты в этом банке, а не в том, где, возможно, это было более удобно.

Такую ситуацию уже успели прозвать «зарплатным рабством».
Особенно ущемленными чувствовали себя те, кто планировал взять ипотеку. Некоторые банки для своих зарплатных клиентов предлагали программы лояльности. В зависимости от категории компании-работодателя можно было рассчитывать на скидку по кредиту от 0,5 до 1%, но только счастливчикам, которые имели зарплатную карточку в таком банке. Теперь можно будет не завидовать тем, кому повезло с банком, а просто присоединиться к ним.

За работником законодательно закрепили право выбрать банк, который ему нравится. Нужно будет только подать письменное заявление работодателю с реквизитами, на которые следует перечислять заработанные деньги. При этом банк можно менять столько раз, сколько захочется. Главное условие – об изменении реквизитов для перевода зарплаты надо успеть сообщить не позднее, чем за пять дней до дня ее выплаты.

БУХГАЛТЕРЫ НЕ В ВОСТОРГЕ

Чем возможная отмена «зарплатного рабства» грозит бухгалтерии, многие уже догадались. Представим конкретный пример после предлагаемых изменений существующих правил. На малом предприятии 70 процентов сотрудников получают зарплаты на карты крупнейших банков, а остальные предпочитают еще десять разных банков – в зависимости от удобства расположения банкоматов или наличия дополнительных опций и предлагаемых банком бонусных программ. Но различные программы лояльности имеют свойство меняться, а из расположенного возле дома магазина в самый неожиданный момент может исчезнуть банкомат любимого банка. Поэтому, чтобы не нарушать права работников, придется бухгалтеру дважды в месяц менять привычный порядок перечисления зарплат.

А что в результате делать собственнику? Либо нанимать в бухгалтерию дополнительных специалистов, которые будут заниматься разнотипными проводками, либо закупать специализированное программное обеспечение. Оба варианта – дополнительные издержки, которые для малых предприятий всегда накладны.

Может вырасти для фирмы и объем комиссий из-за того, что деньги с ее расчетного счета будут перечисляться не на карты этого же банка, а на несколько счетов в совершенно разных кредитных организациях. Вариант – переложить комиссию на сотрудника, но как еще на это посмотрят проверяющие органы – заранее не предугадаешь. Очевидно одно: скучать бухгалтеру не придется независимо от масштабов компании, в которой ему посчастливилось работать.

Мнения самих работников разделились. Одни считают, что нет особой разницы в каком банке карта, лишь бы зарплату вовремя перечисляли. Другие не верят, что работодатель откажется от существующего порядка вещей. И смена банка окажется явлением единичным, а чтобы не стало массовым, что-нибудь придумают. Третьи, из опрошенных нами людей – меньшинство, с оптимизмом восприняли нововведение.

ОТ ОПТА К РОЗНИЦЕ

Банкам тоже придется, так или иначе, переориентировать свою работу. Если раньше приходилось договариваться с руководством организации или с бухгалтерией относительно обслуживания в рамках зарплатного проекта, то теперь информацию придется доносить лично до каждого сотрудника. Ведь банки весьма и весьма заинтересованы в таких клиентах. «Во-первых, за счет зарплатных проектов существенно расширяется клиентская база и, соответственно, клиентопоток, тем самым увеличивается доля на рынке розничного кредитования. Клиенту-участнику зарплатного проекта проще дать одобрение по кредиту – банк владеет полной информацией о его доходах и расходах, месте работы и социальном статусе», – говорит заместитель директора Татарстанского филиала ОАО «Россельхозбанк» Василя Муллина.

«Сотрудничая с компанией в рамках зарплатного проекта, банк получает розничных клиентов с абсолютно прозрачной зарплатой. Это позволяет быстро принимать решение о выдаче кредита. Кроме того, сотрудники компании-партнера обычно лояльны к банку, поэтому им можно предлагать другие розничные продукты», – комментирует управляющий ВТБ24 в Татарстане Дамир Габдулхаков.

Надо учитывать и тот факт, что в большинстве случаев предприятия перечисляют зарплату через тот же банк, в котором находятся на расчетно-кассовом обслуживании. И здесь выиграют те кредитные организации, которые смогут предложить своим корпоративным клиентам услугу распределения средств на карточные счета сотрудников, открытые в других банках.

Что касается бонусов для держателей зарплатных карт, то их перечень, как правило, сводится к возможности получить кредит по более низкой ставке, нежели по стандартным программам кредитования и воспользоваться специальными тарифами по кредитным картам.

Как пояснила Василя Муллина (Россельхозбанк), по функциональным возможностям сами банковские карты, выдаваемые клиентам в рамках зарплатных проектов, фактически не отличаются от карт, выданных обычным клиентам. Отличия вызваны лишь дополнительными предложениями банков, реализующих зарплатный проект как банковский продукт.

По словам Дамира Габдулхакова (ВТБ24), набор привилегий рознится в разных банках, и это позволяет потенциальным клиентам выбирать между ними.

Анна РАКИПОВА

Опубликовано: журнал «Про кредиты» // №13 //Ноябрь, 2014