Ассоциация банков РТ намерена «ударить» по закредитованности населения

Профессиональные консультации и информационная пропаганда помогут повысить уровень финансовой грамотности татарстанцев считает Людмила Китайцева, председатель совета Банковской ассоциации РТ, инициирующей проект по работе с населением.


Ассоциация банков РТ намерена «ударить» по закредитованности  населения

– Людмила Романовна, какие вопросы на рынке финансовых услуг сейчас актуальны?

– Ситуация на банковском рынке Татарстана остается достаточно стабильной: несмотря на непростой период, в Татарстане работает 22 республиканских банка (а также 12 филиалов инорегиональных кредитных организаций), в то время как в некоторых других регионах осталось лишь несколько крупных местных игроков. Однако есть актуальные вопросы, которые не терпят отлагательства – например, работа с населением разного возраста для повышения его финансовой грамотности. Мы поддерживаем политику Нацбанка РТ, который активно работает над реализацией этой цели, и планируем проводить семинары, лекции в вузах, колледжах. Но в первую очередь нужно работать не только с молодежью, а людьми более зрелого возраста, которые берут кредиты, не обращая внимания на подробности, указанные в договоре, срывают сроки оплаты кредита и сталкиваются с проблемами, оказываясь в долговой яме.

– В чем, на ваш взгляд, причины проблемы?

– Мы считаем, что финансовая, юридическая грамотность татарстанцев, в особенности физлиц, пока остается на невысоком уровне. У юрлиц тоже есть проблемы, только другого рода. И мы будем помогать и тем, и другим выстраивать диалог с банками в случае просроченной задолженности. Совместно с Общественной палатой РТ и Уполномоченным по правам человека в РТ на сайте Ассоциации будем размещать типичные вопросы и типичные ответы граждан, которые обратились в эти органы или на сайт Центробанка РФ. Главное, что информация должна быть понятной, подаваться в доступном для восприятия формате, а не на «казенном» языке.

– С какими вопросами могут обратиться физлица? Могут ли рассчитывать на консультации клиенты банков и микрокредитных организаций?

– Граждане, которые сталкиваются с проблемой выплаты кредитов, нуждаются в помощи прежде всего, на наш взгляд. К сожалению, я наблюдаю, как люди достаточно грамотные, с высшим образованием умудряются попадать в весьма неприятные ситуации – берут кредиты, не могут верно рассчитать свои возможности, берут новые кредиты для перекрывания прежних, не обращают внимание на «мелкий шрифт» в договорах и так далее. Еще более печальная ситуация – когда население берет займы в микрокредитных организациях, где не объясняют, какие огромные проценты им нужно будет выплатить. В результате – проблемы с коллекторами, вокруг которых набралось уже достаточно скандальных историй. Кроме того, отчаявшиеся люди обращаются в компании, которые якобы могут «освободить от кредитов». Я часто видела в Казани автомобиль с такой рекламой. Нам нужно донести до населения, что это может сделать только суд и никто иной. Не нужно верить мошенникам.

– Сейчас в стране активно работают над законодательными нормами, которые регламентируют деятельность коллекторских компаний и микрофинансовых организаций. Как, на ваш взгляд, это меняет ситуацию на рынке?

– Считаю, что рынок стал более прозрачным после принятия закона о микрофинансовых организациях – возможно, их станет меньше, и меньше тех, кто пытается обойти закон. Микрофинансовые организации должны работать по регламентам, нормативам. ЦБ ограничил процент по займам для этих компаний, но он продолжает оставаться высоким. Что касается коллекторов, то пока это пробел в законе, который нужно устранять. Надо понимать, что ситуация здесь тяжелая: коллекторам продают базы должников, как правило, безнадежных.
Проект уже запущен в работу на стартовом этапе. Будем проводить не только консультации, но и выездные мероприятия, в том числе в учебных заведениях. Мы работаем над тем, чтобы донести населению преимущества банков. Да, банки более требовательны в отношении документов, но они консультируют клиентов и у них меньший процент, чем у микрофинансовых организаций. Могу уверенно сказать, что банки, работающие в Татарстане, не прибегают к агрессивным методам коллекторов. Кстати, могу также отметить, что банки РТ довольно осторожно относятся к выдаче кредитов. Однако, как заметил на одном мероприятии представитель крупного банка, они готовы к реструктуризации долгов и нахождению компромиссов с клиентами. Наша задача как посредников – донести до населения, что не нужно бояться банков, не нужно «сбегать» от них и обращаться в ненадежные организации, которые обещают «списать» долг.

– Много информационных поводов возникает вокруг закона о банкротстве физлиц. Как вы намерены работать с такими обращениями?

– Я лично считаю, что этот закон создан для довольно состоятельных людей: если реально оценивать стоимость сопровождающего специалиста, то нужно иметь в запасе 100-200 тысяч рублей. И при этом понимать, что человека будут проверять – просматривать его сделки, другие данные. С такими клиентами могут работать только юристы.

– Ранее вы говорили о создании третейского суда для юрлиц, какова ситуация на сегодня?

– Третейский суд действует при Ассоциации банков РТ уже более 20 лет, и мы активно занимаемся его продвижением. Нас услышали и поддержали и республиканская власть, и Нацбанк. Это значит, что теперь участники финансового рынка смогут указывать в договорах, что споры будут решаться в третейском суде Ассоциации банков РТ. Мы хотим наладить активную работу с юрлицами и оказывать им поддержку.

– Какие вопросы для бизнеса наиболее актуальны?

– Уровень финансовой грамотности юрлиц, безусловно, достаточно высокий, поэтому наши задачи отличаются от тех, что мы ставим в отношении физлиц. Помимо решения споров в третейском суде, мы предлагаем разного рода консультации по кредитным вопросам. В целом, круг задач не ограничен.

Опубликовано: журнал «Про кредиты и вклады» // №4 // Май, 2016